Стыдно признаться, но я почти тридцать лет ездила мимо музея и по Байкальскому тракту, и по Иркутскому морю, и каждый раз думала: «Надо съездить туда». Но ведь не зря же Пушкин сказал, что мы ленивы и нелюбопытны, словом, только прошлой весной выбралась туда на пасху. Я ожидала, что там будет большое народное гуляние, а оказалось, напротив, народу было не слишком много, торговля сувенирами практически отсутствовала, и многие мастерские были просто закрыты.
Самое потрясающее в музее - реконструкция Илимского острога.
Это угловая сторожевая башня и тыновая стена. Эти стены служили оборонительным забором, изготовлены из лиственницы, вкопаны в землю почти на два метра, а высота их чуть больше четырех метров, и каждое бревно заострено. Это лучше видно на следующем снимке:
Это Спасская проезжая башня Илимского острога, она такая, какой ее построили в 1667 году, при реконструкции были заменены только пять нижних бревен. Пишут, что всего в мире сохранилось шесть острожных башен-оригиналов. Представьте только, что она была построена за пять лет до рождения Петра I, она простояла уже 36 лет, когда был основан Санкт-Петербург!
Цитирую статью с официального сайта музея:
«История возникновения острога уходит в далекий 1630 год. Летом этого года 28 казаков под руководством атамана Галкина плыли на лодках по Ангаре. В месте впадения Илима в Ангару их застала зима. Они выбрали хорошее место, откуда шел главный путь на Лену для строительства будущего поселения, и основали зимовье. В 1631-м был построен первый острог, который быстро развивался. В 1647 году острогу присвоили статус города. В этом же году острог не обошла беда, он сгорел. Тогда построили новый острог, который в 1666 году опять сгорел.
Назначенный в это время илимский воевода Оничков, прибыв на место, увидел вместо острога лишь пепелище и 8 августа 1667 года по распоряжению правительства приступил к строительству нового - третьего по счету - острога на обширном лугу в полутора километрах от старого. По замыслу строителя, новый острог должен был не только выполнять роль крепости, но и стать кремлем Новой сибирской столицы, во владение которой входила огромная территория, равная площади нескольких европейских государств».
Приведу еще одну цитату из того же источника:
«Выступающий на внешнюю сторону Спасской проезжей башни балкончик, завершающийся в верхней части бочкообразным сооружением, покрытым лемехом, с архитектурой, присущей древнерусским церквам, выполнял роль часовни, называемой по-старинному «часовенкой на свесях».
Во внутренних объемах часовенки размещались иконы. Население острога и прилегающих территорий, а также проезжие путники, поднимаясь по лестнице на второй ярус Спасской башни, попадали в часовенку и отправляли в ней свои духовные потребности. С внешней стороны часовни на торце бочкообразной кровли для этих же целей размещалась икона Спаса Нерукотворного. Маковка на часовенке завершалась крестом. Просветы между обламом, верхним нависающим и нижним срубами использовались как бойницы для стрельбы, при необходимости через эти просветы поливали противника кипятком и раскаленной смолой.
Завершает Спасскую башню смотровая башенка, которую венчает двуглавый орел. Размещение двуглавого орла на главной башне острога, располагавшейся на направлении выезда и въезда с востока, символизировало распространение влияния московской власти на земли, которые входили в сферу влияния администрации Илимского воеводства».
Вот это державность, причем обратите внимание, что орел расположен выше креста (по-моему, любопытно).
В состав Илимского острога входила также привратная Казанская церковь, построенная в 1679 г. Она отреставрирована в первоначальном варианте.
У нее даже слюдяные окошки:
Там столько всего интересного, что, конечно, в короткой публикации ни описать, ни показать просто невозможно. Поэтому - по верхам, с минимальными комментариями. Вот волостное правление, добротный дом, ставни и наличники украшены резьбой, ворота тоже резные.
А это ворота усадьбы зажиточного крестьянина, сделаны с любовью и со вкусом. Меня особенно поразило, что весь двор имеет деревянное покрытие, то есть из дома в любую хозяйственную постройку в любую погоду можно пройти, не запачкав ног. Я человек сугубо городской, мое знакомство с деревней ограничивается Большими Котами, а там в деревенских домах я такого не видела.
На таких санях ездили зимой.
На следующем снимке - красный угол в горнице: несколько образов в окладах, лампада; иконы обрамлены вышитыми полотенцами, отделанными кружевами.
Домашняя утварь - непременный начищенный самовар, масляный светильник с фитилем, глиняные горшки, берестяной туесок, плетеная корзинка.
А вот класс в церковно-приходской школе из села Кеуль.
Школа была построена в 1885 г. Я пошла в первый класс в 1952 году и сидела за такой же партой, единственное отличие - у нас нижняя часть крышек была откидная, все остальное точно такое же: и дырка для чернильницы, и выемка для ручек, и цвета - черный с коричневым. А вот стол у нашей учительницы не был таким красивым. Кстати, учительница в этой школе была не бедная, ее годовое жалование составляло 300 рублей, а корова тогда стоила 30-40 рублей.
В одном из домов - гончарная мастерская. Постояли, посмотрели, как работает мастер, зрелище завораживающее, когда человек знает свое ремесло. При нас он сделал несколько заготовок для глиняных игрушек.
Потом их обжигают в печи и раскрашивают. Печь там тоже присутствовала, но, похоже, что обжиг производят где-то в другом месте, а ее используют как поле для автографов: Распутин, Образцова, Евтушенко, Бондарчук и др.
Тут же продают эти изделия.
Хороши настолько, что хочется купить все. В следующий раз непременно поеду с деньгами и в подарок сыну куплю кота.
Еще мы сходили в бурятский сектор музея, посмотрели юрту шамана.Она бревенчатая, восьмиугольная, в центре крыши отверстие, из которого выходил дым из очага, расположенного прямо в юрте.
Дальше - снимки интерьера этой юрты. В центре - каменный очаг, как раз под отверстием в крыше. Деревянный пол сделан как подиум.
Срубленная березка устанавливалась так, чтобы ее вершина выходила в дымовое отверстие. При обряде посвящения в шаманы она служила дорогой в верхний мир.
А в этих ящиках, украшенных резьбой и инкрустацией, хранились разные шаманские принадлежности, используемые при совершении обрядов.
Очень многого мы не увидели, многое я видела, да не сфотографировала. Словом, надо ехать еще раз. Советую всем: если поедете на Байкал, не проезжайте мимо Тальцов, как это делала я почти тридцать лет.